и небыло ничего
и появился Серавин.
и сказал он: «Да будет СНО».
и появилось СНО
и это было хорошо.
Отрывок из "Псишки" на ЗПШ-2001
В первый раз я узнал о существовании студенческого научного общества у нас на факультете в апреле 1994 года. СНО в то время было очень маленькое, точнее, несколько человек. Через некоторое время я вылетел с факультета психологии и поэтому не всегда знаю, что в этом направлении делалось на факультете. Менялись председатели, писались уставы СНО, но другой работы не велось. В 1998 году была создана студенческая лаборатория и проведена студенческая конференция. После этой конференции я пришёл в научную часть факультета и спросил у Владимира Борисовича Чеснокова, есть ли СНО на нашем факультете. Он мне сказал, что нет. Тогда я решил его организовать. В мае 1998 года я возглавил студенческое научное общество Санкт-Петербургского государственного университета. Передо мной встал выбор, по какому из трёх известных мне способов деятельности СНО необходимо двигаться:
- Жёсткий контроль преподавателями всей студенческой жизни СНО,
- Умеренный контроль преподавателями деятельности СНО,
- Кураторская роль преподавателей в жизни СНО с минимальным контролем.
Достоинства первых двух способов заключается в том, что общества функционируют регулярно. Недостатком является то, что этими обществами не было проведено ни одной крупной конференции и не было выпущено ни одного сборника тезисов. СНО третьего типа, как показал опыт, действуют наиболее эффективно. Этими студенческими научными обществами активно развиваются межвузовские и междугородние связи, обмен опытом и сотрудничество. У СНО этого типа есть и недостатки, самый существенный из которых - это зависимость от инициативной группы студентов. Пока подобная группа существует, СНО плодотворно функционирует; когда же группа распадается или по каким-то причинам теряет наиболее активных студентов, наступает временный кризис. Выход из этой ситуации – в процессе деятельности СНО заинтересовать и активизировать как можно больше студентов.
При организации СНО или конференции необходимо для успешной их деятельности создавать вокруг них субкультуру. Для деятельности и последующего развития субкультуры надо:
- наличие помещения (где встречаться), первое место для проведения заседаний СНО я наглым образом присвоил сам, аудиторию в подвале, точнее его аппендикс, где до сих пор на кирпичной стенке написано «здесь проходят заседания СНО»
- повышения рейтинга узнаваемости. Для этого я обошел все потоки на факультете и сделал информационные сообщения, а также деятельность СНО периодически имела скандальный характер
- наличие своего СМИ. У меня это был собственноручно склоченный стенд, который был повешен на первом этаже.
- наличие глабальной общественной идеи, под что создаётся общественная организация, то есть – организация конференции по психологии и т. п. При организации конференции я назвал её «международная межвузовская научно-практическая студенческая конференция». Надо мной подшучивали «назови её «мепланетерная межгалактичекая международная межвузовская научно-практическая студенческая конференция», но это дело будущего.
- регулярность встреч. Например, я не стал переименовывать конференцию из «Психологии ХХI века» в какую–то другую в 1999 году, а оставил название то же. В некотором смысле вырабатывая у коллег рефлекс на это название.
- появление истории этого общества со специфичной атрибутикой. Этой цели служили некоторые публичные выходки, сабантуи, поездки и т. п.
На мой взгляд, СНО начнёт плодотворно функционировать только в том случае, если будет наличие всего вышесказанного, но деятельность умрёт, студенческий век недолог, если актив с самого первого дня не будет обеспокоен нахождением достойных преемников.